Previous Entry Share Next Entry
Человеческий Капитал
rauf_rajabov
 

Рауф Раджабов


Главный вопрос грядущей реформы в системе высшего и среднего образования - какими должны быть результаты школьного обучения. Ведь средняя школа – это звено вертикали «школа-ВУЗ», но она, тем не менее, не выполняет возложенную на нее функцию. В большинстве своем отечественные школы - серые и безликие. И даже систематизировав и обобщив опыт нескольких образцовых школ, его некуда экстраполировать. Кадровое и инфраструктурное состояние большинства средних школ не позволяет им использовать этот опыт.

Открытость, современная техническая оснащенность и установка на развитие личности – системные характеристики современной модели средней школы, но эти веяния практически не затронули пока средние школы республики, за исключением единиц элитных школ.
Азербайджанские школы закрыты и ближнему социуму. Они, за редким исключением, практически не имеют тесных деловых связей с неправительственными организациями и бизнес - структурами. За счет подобных контактов средняя школа могла бы решать свои учебные задачи, а внешние партнеры выполняли бы меценатские, спонсорские и социальные задачи.

Характерной чертой для абсолютного большинства азербайджанских школ является отсутствие развития ученика, преподавателя, самой школы. Что мы вкладываем в понятие «развитие» - это готовность к творческой и исследовательской деятельности, способность осваивать современные образовательные программы. Все субъекты школьного образования должны понять одну истину - ученики могут развиваться, только находясь в развивающей среде. Каждый ребенок талантлив, надо лишь протянуть ему руку, а не бить по рукам. Главное, чтобы ученики задавали вопросы: почему? зачем? в чем смысл жизни? Научились творить, не важно, в какой области. Кто должен инициировать данный процесс? Директор школы, т.е. менеджер. В его силах и полномочиях развивать школьную среду. Если не развивается учитель и директор, то все разговоры про развитие средней школы будут не более чем обычной демагогией.

В ситуации, когда мы не можем определенно сказать, какая средняя школа нужна современному Азербайджану, мы можем смоделировать и обсудить современную модель среднего учебного заведения.

Реформы системы высшего и среднего образования в развитых странах были проведены как государственными администраторами, так и представителями бизнес - сектора и общественности, т.е. сторонниками нового менеджмента, требующего точных качественных и количественных показателей эффективности капиталовложений в образование. Здесь важны два обстоятельства. Во-первых, состоятельные граждане готовы платить за качественное образование своих детей. Этим надо воспользоваться, чтобы стимулировать переход средней школы на рынок, формируемый муниципалитетами. Это предполагает с одной стороны - расширение полномочий муниципалитетов в вопросах формирования налоговой базы в масштабах района, а с другой - будет содействовать созданию льготного режима для предпринимателей, инвестирующих в образование. Во-вторых, преподавателям средних школ необходима срочная помощь, уводящая их от черты бедности.      

 

ЧЕГО ХОТЯТ ЛЮДИ?

Как живут представители многочисленных народов Азербайджана? Как работают, сколько получают, чего хотят? Что конкретно происходит за пределами Баку, в регионах республики? Вот по-настоящему насущные вопросы, без ответа на которые самые прогрессивные реформы с треском провалятся, а самые эффективные политические проекты могут обернуться катастрофой.

Динамика социальных ожиданий в республике такова: ножницы между желаемым и тем, что можно реально себе позволить, постоянно расширяются. Аппетиты растут, сегодня люди имеют перед глазами наглядный раздражитель в виде  переполненных супер- или мини маркетов. Изрядно разогревает эти настроения и реклама. Впрочем, и со стороны большей части населения республики нет спроса ни на политические программы, ни на политические действия. Избиратели в своей массе не готовы принимать осмысленные решения и не хотят разбираться в популистских лозунгах. В результате, президент напрямую общается с любящим его непросвещенным народом, минуя политические элиты, которые, впрочем, тоже по-своему любят президента, но в отличие от народа, нужного своими голосами на президентских и парламентских выборах, они (регионально-клановые элиты и конформистски настроенная интеллигенция), всего лишь создают определенный фон. Не получая ответов на угрозы и вызовы современности, президент вынужден сам искать и давать на них ответы, демонстрируя тем самым ненужность существующих политических элит.

Азербайджанская политика должна повернуться к человеку. Но к человеку не берущему, а дающему. Только из суммы действий самостоятельных, ответственных личностей может возникнуть НОВЫЙ АЗЕРБАЙДЖАН, который будет в состоянии решать стоящие перед ним геополитические и геоэкономические задачи. Маргинальные политические элиты страны должны найти в себе мужество уйти со сцены, их есть кому заменить. Почему? Дойдя до высоких постов, они полагают, что вокруг них лишь одно «быдло», желающее только «хлеба и зрелищ». Они высокомерны и циничны по отношению к своему электорату.  

В этом плане составляет исключение лишь элита  предпринимателей. Многие начнут яростно возражать. Но все они сознательно обходят вопрос о собственности, не решаясь сказать, что собственность – это не только средство наживы, сколько возможность реализовать себя, т.е. быть успешным. Если правительство, интеллигенция и народ хотят, чтобы предприниматели были социально ориентированы, то они должны видеть в них представителей бизнес элиты, а не опускать их до уровня сословия, единственное оправдание существования которого – платить высокие подати.

В чем сила предпринимателей, что отличает их от прочих элит? Сила эта держится на сочетании двух особенностей: во-первых, предприниматель всегда работает с реальностью, исходя  из которой определяет свои возможности и оценивает результаты.  Во-вторых, предприниматель не мыслит жизни без развития и качественного изменения. Именно данное жизненное кредо отличает его от чиновника, отвечающего за сохранение статус-кво.

Непредставленность предпринимателей в ММ ограничивает возможности страны к долговременному развитию. Либо из нее выжимают все энергоресурсы за короткий период, либо она вообще не развивается. Ротация элит необходима для внесения в правящую элиту способности искать новые возможности развития страны. Единственным слоем, который сегодня может потеснить бюрократию и коррупцию чиновников, а также насытить энергией ума и свободы республику, является класс собственников. Неверно считать, что этого не желает народ.

 

ОСНОВА ДЕМОКРАТИИ

Азербайджанские политики, политологи, эксперты вот уже который год спорят: возможна ли в Азербайджане демократия? Демократия невозможна без достаточно широко развитого класса собственников. Только собственность превращает человека в гражданина, потому, что, с одной стороны, она дает ему свободу от государства, а значит, независимый взгляд на социально-экономические и политические процессы, а с другой - придает ему чувство ответственности за свою собственность и за свою страну. Без класса собственников не будет и развитой демократии.


?

Log in

No account? Create an account